Старшая группа компенсирующей направленности: Старшая группа компенсирующей направленности

5 - 6 лет

Педагоги группы

Воспитатель высшей категории
Воробьева Ольга Ивановна
Воспитатель высшей категории
Сорокина Галина Ивановна

Обучающая программа

Адаптированная образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада №45 Золотая рыбка» г. Белгорода (далее - Программа) разработана для детей раннего и дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) с тяжелыми нарушениями речи (далее – ТНР) в соответствии с федеральной адаптированной образовательной программой дошкольного образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (утверждена приказом Минпросвещения России от 24.11.2022 N 1022, зарегистрировано в Минюсте России 27.01.2023 N 72149) и федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. № 1155, зарегистрировано в Минюсте России 14 ноября 2013 г., регистрационный № 30384; в редакции приказа Минпросвещения России от 8 ноября 2022 г. № 955, зарегистрировано в Минюсте России 6 февраля 2023 г., регистрационный № 72264)

Основные участники реализации Программы: педагоги, обучающиеся с ОВЗ (ТНР), родители (законные представители).

Социальными заказчиками реализации Программы как комплекса образовательных услуг выступают, в первую очередь, родители (законные представители) обучающихся, как гаранты реализации прав ребенка на уход, присмотр и оздоровление, воспитание и обучение.

Категория детей, на которых ориентирована Программа.

Программа обеспечивает разностороннее развитие детей с ОВЗ (ТНР).

Основные подходы к формированию Программы.

Программа разработана с учетом особенностей развития и особых образовательных потребностей обучающихся с ОВЗ (ТНР).

Цель реализации Программы: обеспечение условий для дошкольного образования, определяемых общими и особыми потребностями обучающегося раннего и дошкольного возраста с ОВЗ (ТНР), индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья.

Программа содействует взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, способствует реализации прав обучающихся дошкольного возраста на получение доступного и качественного образования, обеспечивает развитие способностей каждого ребенка, формирование и развитие личности ребенка в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого и физического развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов.

Цели Программы достигаются через решение следующих задач:

  • реализация содержания Программы;
  • коррекция недостатков психофизического развития детей с ОВЗ (ТНР);
  • охрана и укрепление физического и психического здоровья детей с ОВЗ (ТНР), в том числе их эмоционального благополучия;
  • обеспечение равных возможностей для полноценного развития ребенка с ОВЗ (ТНР) в период дошкольного образования независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса;
  • создание благоприятных условий развития в соответствии с их возрастными, психофизическими и индивидуальными особенностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка с ОВЗ (ТНР) как субъекта отношений с педагогическим работником, родителями (законными представителями), другими детьми;
  • объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей, принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
  • формирование общей культуры личности обучающихся с ОВЗ (ТНР), развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирование предпосылок учебной деятельности;
  • формирование социокультурной среды, соответствующей психофизическим и индивидуальным особенностям развития обучающихся с ОВЗ (ТНР);
  • обеспечение психолого-педагогической поддержки родителей (законных представителей) и повышение их компетентности в вопросах развития, образования, реабилитации (абилитации), охраны и укрепления здоровья обучающихся с ОВЗ (ТНР);
  • обеспечение преемственности целей, задач и содержания дошкольного и начального общего образования.
  • Программа построена в соответствии с ФГОС ДО и базируется на следующих принципах и подходах:
  • построение образовательной деятельности на основе сетевого взаимодействия ДОУ с социальными институтами и иными организациями способствующие удовлетворению особых образовательных потребностей детей с ТНР;
  • построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее - индивидуализация дошкольного образования);
  • построение образовательной деятельности на основе вариативного образования через разные виды деятельности с учетом зон актуального и ближайшего развития ребенка с ТНР, способствующих развитию, расширению как явных, так и скрытых возможностей ребенка. Развивающее вариативное образование: принцип предполагает, что содержание образования предлагается ребенку через разные виды деятельности с учетом зон актуального и ближайшего развития ребенка, что способствует развитию, расширению как явных, так и скрытых возможностей ребенка;
  • построение образовательной деятельности на основе всестороннего социально-коммуникативного, познавательного, речевого, художественно-эстетического и физического развития детей с ТНР посредством различных видов детской активности;
  • полнота содержания и интеграция отдельных образовательных областей: в соответствии с ФГОС ДО Программа предполагает всестороннее социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое и физическое развитие обучающихся посредством различных видов детской активности. Деление Программы на образовательные области не означает, что каждая образовательная область осваивается ребенком по отдельности, в форме изолированных занятий по модели школьных предметов. Между отдельными разделами Программы существуют многообразные взаимосвязи: познавательное развитие обучающихся с ТНР тесно связано с речевым и социально-коммуникативным, художественно-эстетическое - с познавательным и речевым. Содержание образовательной деятельности в каждой области тесно связано с другими областями. Такая организация образовательного процесса соответствует особенностям развития обучающихся с ТНР дошкольного возраста;
  • инвариантность ценностей и целей при вариативности средств реализации и достижения целей Программы: ФГОС ДО и Программа задают инвариантные ценности и ориентиры, с учетом которых Организация должна разработать свою адаптированную образовательную программу. При этом за Организацией остается право выбора способов их достижения, выбора образовательных программ, учитывающих разнородность состава групп обучающихся, их психофизических особенностей, запросов родителей (законных представителей).

Программа реализуется на государственном языке Российской Федерации - русском.

Программа состоит из обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений. Обе части являются взаимодополняющими и необходимыми с точки зрения реализации требований ФГОС ДО.

Обязательная часть Программы соответствует ФАОП ДО. В части, формируемой участниками образовательных отношений, представлены выбранные участниками образовательных отношений программы, направленные на развитие детей в образовательных областях, видах деятельности и культурных практиках (парциальные образовательные программы), отобранные с учетом приоритетных направлений, климатических особенностей, а также для обеспечения коррекции нарушений развития и ориентированные на потребность детей и их родителей:

- парциальная программа дошкольного образования «Здравствуй, мир Белогорья» (образовательная область «Познавательное развитие»);

- парциальная программа дошкольного образования «Мир Белогорья, я и мои друзья» (образовательная область «Социально - коммуникативное развитие»);

- парциальная программа дошкольного образования «По речевым тропинкам Белогорья» (образовательная область « Речевое развитие»);

- парциальная программа дошкольного образования «Цветной мир Белогорья» (образовательная область «Художественно – эстетическое развитие»);

- парциальная программа дошкольного образования «Выходи играть двор» (образовательная область «Физическое развитие»).

Объем обязательной части Программы составляет не менее 60% от ее общего объема; части, формируемой участниками образовательных отношений, не более 40%.

Программа представляет собой учебно-методическую документацию, в составе которой:

  • рабочая программа воспитания,
  • режим и распорядок дня для всех возрастных групп,
  • календарный план воспитательной работы.

В соответствии с требованиями ФГОС ДО в Программе содержится целевой, содержательный и организационный разделы.

Целевой раздел Программы включает пояснительную записку и планируемые результаты освоения Программы, определяет ее цели и задачи, принципы и подходы к формированию Программы, планируемые результаты ее освоения в виде целевых ориентиров.

Содержательный раздел Программы включает описание образовательной деятельности по пяти образовательным областям: социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие; формы, способы, методы и средства реализации программы, которые отражают аспекты образовательной среды: предметно-пространственная развивающая образовательная среда; характер взаимодействия с педагогическим работником; характер взаимодействия с другими детьми; система отношений ребенка к миру, к другим людям, к себе самому; содержание образовательной деятельности по профессиональной коррекции нарушений развития обучающихся (программу коррекционно-развивающей работы). Содержательный раздел Программы включает описание коррекционно-развивающей работы, обеспечивающей адаптацию и включение обучающихся с ОВЗ (ТНР) в социум.

Организационный раздел программы содержит психолого-педагогические условия, обеспечивающие развитие ребенка с ОВЗ (ТНР), особенности организации развивающей предметно-пространственной среды, режим и распорядок дня в возрастных группах, календарный план воспитательной работы.

Характеристика взаимодействия педагогического коллектива с семьями обучающихся:

Процесс становления полноценной личности ребенка происходит под влиянием различных факторов, первым и важнейшим из которых является семья. Именно родители (законные представители), семья в целом, вырабатывают у детей комплекс базовых социальных ценностей, ориентации, потребностей, интересов и привычек.

Взаимодействие педагогических работников ДОУ с родителями (законными представителями) направлено на повышение педагогической культуры родителей (законных представителей). Задача педагогических работников - активизировать роль родителей (законных представителей) в воспитании и обучении ребенка, выработать единое и адекватное понимание проблем ребенка.

Укрепление и развитие взаимодействия ДОУ и семьи обеспечивают благоприятные условия жизни и воспитания ребенка, формирование основ полноценной, гармоничной личности. Главной ценностью педагогической культуры является ребенок - его развитие, образование, воспитание, социальная защита и поддержка его достоинства и прав человека.

Основной целью работы с родителями (законными представителями) является обеспечение взаимодействия с семьей, вовлечение родителей (законных представителей) в образовательный процесс для формирования у них компетентной педагогической позиции по отношению к собственному ребенку.

Работа, обеспечивающая взаимодействие семьи и ДОУ, включает следующие направления:

  • аналитическое - изучение семьи, выяснение образовательных потребностей ребенка с ТНР и предпочтений родителей (законных представителей) для согласования воспитательных воздействий на ребенка;
  • коммуникативно-деятельностное - направлено на повышение педагогической культуры родителей (законных представителей); вовлечение родителей (законных представителей) в воспитательно-образовательный процесс; создание активной развивающей среды, обеспечивающей единые подходы к развитию личности в семье и детском коллективе;
  • информационное - пропаганда и популяризация опыта деятельности ДОУ; создание открытого информационного пространства (сайт ДОУ, группы в социальных сетях).

Планируемый результат работы с родителями (законными представителями) включает:

  • организацию преемственности в работе ДОУ и семьи по вопросам оздоровления, досуга, обучения и воспитания;
  • повышение уровня родительской компетентности;
  • гармонизацию семейных детско-родительских отношений.

Новости и события

Все новости и события

Распорядок дня и меню

Мы составили для ваших детей удобное расписание занятий и отдыха
Изучить нормативные документы
Расписание
Примерное расписание на день
8.00 – 8.20
Прием детей, осмотр, игры, утренняя гимнастика, самостоятельная деятельность детей.
8.20 –8.50
Подготовка к завтраку, завтрак.
8.50 – 9.00
Игры, самостоятельная деятельность детей, подготовка к занятиям
9.00 - 10.40
Занятия (включая гимнастику в процессе занятия -2 минуты, перерывы между занятиями, не менее 10 минут)
10.40 – 10.50
Подготовка ко второму завтраку, второй завтрак.
10.50 –12.20
Подготовка к прогулке, прогулка, самостоятельная деятельность детей
12.20 – 12.50
Подготовка к обеду, обед.
12.50 – 15.00
Подготовка к дневному сну, сон.
15.00 –15.20
Постепенный подъем, оздоровительные и гигиенические процедуры
15.20 – 15.40
Подготовка к полднику, полдник
15.40 – 16.30
Занятия (вариативно), самостоятельная деятельность детей
16.30 – 17.35
Подготовка к прогулке, прогулка, самостоятельная деятельность детей
17.35 – 17.50
Подготовка к ужину, ужин.
17.50 – 18.00
Самостоятельная деятельность детей, уход детей домой
Меню десятидневное цикличное
Примерное меню на день

Информация размещена на официальном сайте согласно Приказа Рособрнадзора от 14.08.2020 № 831 с учётом требований Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных»

Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie